Фрагмент статьи Н.К.Борлаковой "Методы и приемы изучения эпохи Петра I", посвященный изучению темы «Северная война».
Полный текст статьи читайте в журнале "Преподавание истории в школе". - 2001. - № 9. - С. 59-63.

Известное изречение «История — это фонарь, который светит из прошлого и освещает настоящее и будущее», на мой взгляд, должно быть девизом для современного учителя истории. Особенно это касается изучения созвучных новейшей истории России проблем и периодов, к числу которых, несомненно, относится эпоха Петра Великого.
Радикальные экономические и политические реформы, проводимые в России в наши дни, воспринимаются гражданами страны так же неоднозначно, как и реформы начала XVIII в. Поэтому глубокие и прочные знания об эпохе Петра I помогут учащимся разобраться и в современной обстановке, определить свою гражданскую позицию.
Следующая тема — «Северная война» — изучается также в течение сдвоенного урока. Учащиеся сталкиваются с исходным противоречием: слабая, почти не принимавшаяся в расчет в начале войны Россия сыграла главную роль в этой войне и в конце концов победила Швецию — одну из сильнейших на тот момент европейских держав. Учебная задача: почему Россия смогла одержать победу над Швецией?

Изучение темы проводится по следующему плану:
1. Причины Северной войны.
2. Начало войны и поражение русской армии под Нарвой.
3. Перестройка русской армии и первые победы. Основание Петербурга.
4. Битва при Лесной и Полтавская битва.
5. Победы русского флота у мыса Гангут и у острова Гренгам.
6. Конец Северной войны. Объявление России империей.

При изучении первого вопроса внимание учащихся обращается на слова К.Маркса: «...ни одно государство не могло находиться в таком удалении от морей, в котором пребывала Россия в начале царствования Петра I... Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции».
По второму и третьему вопросам выступают учащиеся, получившие опережающее задание. Они ведут подробный рассказ у доски, работают с картой. Учащиеся фиксируют в тетрадях причины поражения русской армии под Нарвой и меры, предпринятые Петром после этой «конфузии».
Рассказ об основании Петербурга ведется преподавателем с использованием картины Г.Песиса «Постройка Петербурга при Петре I», диафильма «Постройка Петербурга» и набора открыток «Современные виды Санкт-Петербурга».
Рассматривая четвертый вопрос, обращаю внимание учащихся на то, что попытка Мазепы отделить Украину от России закончилась провалом, ибо большая часть украинского народа не поддержала его. Здесь можно провести параллели и сравнения с современным состоянием российско-украинских отношений.
Затем преподаватель рассказывает о Полтавской битве с использованием важного документа — «Приказа Петра I перед Полтавской битвой». С помощью эпидиаскопа на доску проецируется схема сражения, звучит магнитофонная запись поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Отметив решающее значение Полтавской битвы для исхода Северной войны, внимание учеников обращаю на то, что война продолжалась еще долгие годы, произошло немало сражений на суше и на море.
Последние пункты плана разбираются в совместной деятельности с учащимися. Ученики определяют по карте и схемам учебника маршруты передвижения войск и земли, присоединенные к России по условиям Ништадтского мира.
Урок заканчивается обсуждением и фиксацией в тетрадях ответа на учебную задачу. Учащиеся, проанализировав весь изученный на уроке материал, должны прийти к выводу, что победу России над Швецией обусловили такие обстоятельства, как решительная реформа русской армии после поражения под Нарвой; сплоченность народов России перед лицом внешнего, одинаково чужого для них противника; полководческое дарование царя и некоторых его сподвижников; ошибки шведского короля, недооценка им России; создание Россией сильного флота на Балтийском море; огромные ресурсы нашей страны, позволившие выдержать напряжение длительной войны.

ВЕРНУТЬСЯ НА НАЧАЛЬНУЮ СТРАНИЦУ